Click to order
Total: 
Ваше имя
Обязательно для заполнения
Ваша электронная почта
Обязательно для заполнения
Ваш телефон
Обязательно для заполнения
Мы получим сообщение о Вашем заказе и как можно скорее свяжемся с Вами!

Выступление Дженнифер Саттон на выездном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека в Иркутске

26 марта 2019 г.
Важнейшей задачей сейчас является сохранение нынешних границ и основных запретов Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, и возвращение прежних границ водоохранной зоны. В настоящее время идет работа по т.н. «модернизации» байкальского законодательства, угроза резкого ослабления природоохранного режима очень серьезна.
Дженнифер Саттон
экологический активист
Массовая застройка берегов, отсутствие очистных сооружений и мер по предотвращению стоков и эрозии, вместе с всё растущим потоком туристов и машин уже привело к катастрофическому загрязнению прибрежной части озера.

Ряд научных статей свидетельствуют о уже произошедших резких изменениях в экосистемах мелководной прибрежной зоны. По словам одного специалиста, даже если бы поток загрязняющих веществ был остановлен сегодня, потребовалось бы 60 лет для восстановления её в прежнее естественное состояние.

Позволить ослабление закона сейчас означает закрыть глаза на то, что происходит.
Сотрудник Лимнологического Института, Олег Тимошкин, утверждает, что "Прибрежная зона самая чувствительная и первая реагирует на загрязнение".

«В 2013–2018 годах массовые цветения нетипичных для Байкальских водорослей - Spirogyra spp. были обнаружены с максимальной биомассой осенью в мелководной зоне в большей части озера»

Тимошкин описывает, как за 2014–2018 годы Спирогира распространилась вокруг озера.

«Спирогира 1 является очень чувствительным индикатором жизнедеятельности человека и должна считаться идеальным индикатором загрязнения сточными водами в олиготрофных озерах, таких как Байкал».

Автор перечисляет один случай антропогенного воздействия за другим - ранние признаки эвтрофикации, которые сейчас можно наблюдать в Байкале.

«Массовое развитие различных сине-зеленых водорослей. Сине-зеленое цветение водорослей представляет собой серьезную опасность для водоснабжения, а также потенциально опасно для здоровья людей, животных и рыб».

Массовая смертность Gastropoda (в основном - представители рода Lymnaea) регулярно выявляется в 2013–2018 гг .: миллиарды погибших раковин найдены на песчаных пляжах между рекой Тия и заливом Сеногда в северной части Байкала.

«Массовая смертность и несколько видов заболеваний эндемичных губок» … «в зависимости от места, было обнаружено, что от 30 до 100% разветвлённых особей Lubomirskia baikalensis были либо больными, либо поврежденными, и мёртвыми».

«Инвазивные и некоренные виды, прежде всего, появляются в прибрежных зонах озер, что часто свидетельствует о ранних стадиях экологических нарушений в озерные экосистемы».

Авторы научной стати, опубликованной в 2018 г, (Волкова, Бондаренко, Тимошкин) пишут:

«Это исследование дает первый подробный отчет о массовом развитии Спирогира на Байкале в условиях разворачивающегося экологического кризиса…

В своём пресс-релизе эти же авторы пишут: «Недавние биологические изменения вызывают серьезные изменения в составе этой системы, что может иметь глобальные последствия».

По словам редактора международного лимнологического журнала Phycologia, «Данные, представленные в этом исследовании, показывают, что озеро Байкал находится на грани экологического кризиса, так как другие организмы наводняются ростом популяции спирогира».

(Из стати Тимошкина, Мур, и др. Journal of Great Lakes Research 44 (2018):

«Процесс бентосной эвтрофикации и загрязнения отходами воды прибрежной зоны озера Байкал должны быть немедленно прекращены.

… «оценка текущей экологической ситуации экосистемы озера Байкал, основанной исключительно на научных данных и аргументах, должны быть представлены подробно федеральному правительству РФ»


… В частности, мы настоятельно рекомендуем:

1) снизить загрузку питательных веществ (азот и фосфора) в прибрежную зону озера путем включения соответствующие системы очистки сточных вод в прибрежных поселениях и городах, включая модернизацию существующих систем очистки сточных вод используя новую технологию, которая создает концентрации P и N в сточные воды, которые сопоставимы с стоками незагрязненного озера Байкал воды;

2) строгий контроль за функционированием очистных сооружений и сброс трюмной воды с судов;

3) информационная кампания по содействию использованию нефосфатсодержащих детергентов постоянными жителями, туристами и хозяевами гостиниц в пределах в центральной экологической зоне озера …

4) принятие запрета на производство детергентов на основе фосфатов по всей России, который будут аналогичен тому, который существует в Японии для озера Бива (Озеро Бива Комплексное Инициативы по сохранению, 2012 г.) и Великие озера Лаврентия (Литке, 1999).

5) Наконец, жизненно важно расширить существующий мониторинг схема экосистемы озера Байкал, которая в настоящее время сосредоточена почти исключительно в пелагической зоне. Междисциплинарный мониторинг прибрежная зона, включая зону всплеска, придонные воды и бентосные сообщества должны быть приняты федеральной системой мониторинга. Такая программа мониторинга, одобренная Лимнологическим конгрессом мира,Lahti, 2004 г, в сочетании с проектом мониторинга для Зона брызг озера Байкал (Тимошкин и др., 2012b, 2012c), доступна и может использоваться в качестве руководства (Timoshkin et al., 2005, 2011, 2012a, 2012b, 2012c).

Эти проблемы не следует воспринимать легкомысленно. Мир, в котором будут жить наши дети, будет подвергнут несравненно большему стрессу, если мы не примем правильные решения и не предпримем необходимые меры сейчас. Помимо неизбежных последствий ослабления законов, защищающих Байкал, существует дополнительный стресс изменения климата, который медленно и неумолимо наступает. Говоря о нашей ответственности и обязательствах по сохранению Байкала, мы – жители Байкальского региона - не должны забывать, что права будущих поколений находятся в чаше весов.
Made on
Tilda